Что такое крауд-маркетинг? Методика работы, история появления

Крауд-маркетинг (также можно встретить термин скрытый или партизанский маркетинг) — это методика продвижения товаров и услуг в Интернете через контакт с потенциальной аудиторией на различных и, как правило, открытых ресурсах сети (форумы, блоги, сервисы вопрос-ответ, социальные сети, каталоги и сервисы отзывов). Важной особенностью крауд-маркетинга является не только формирование положительной репутации для бренда, но и создание разнообразной и естественной ссылочной массы для сайта компании. Во многом благодаря последнему, «крауд» получил широкое распространение в среде SEO (поискового продвижения) в последние годы.

Предпосылки для появления крауд-маркетинга

Эффективность крауд-маркетинга

Недаром говорят: «все новое — это хорошо забытое старое». С крауд-маркетингом произошла примерно та же история. Еще до массового распространения привычных сегодня способов рекламы, экономные рекламодатели пытались размещать информацию о своих продуктах любым доступным способом и везде, где это было возможно. В ход шло все подряд — от чатов до уже упомянутых выше форумов и сообществ.

Гораздо позднее технология «скрытой» рекламы также стала популярной и для получения ссылок в целях SEO-продвижения. Однако, попытки автоматизировать рутинную работу по размещению тысяч рекламных сообщений со временем привели к переходу от качественного ручного труда к роботизированному спаму. Это повлекло за собой много негатива, так как спам раздражал и раздражает до сих пор любого пользователя сети.

Спам и крауд-маркетинг

Позднее адекватную альтернативу ручному труду по размещению ссылок предоставили ссылочные биржи и о ссылках с форумов все благополучно забыли. Более того, достаточно продолжительное время ссылки с открытых источников (где комментарий может оставить любой желающий) считались чуть ли ни злом во плоти и от таких ссылок «сеошники» предпочитали отказываться, так как срабатывал стереотип, что ссылка с форума = спам.

Но в 2012 году с анонсом нового алгоритма «Пингвин» от компании Google, рынок поискового продвижения начал меняться. Мировой поисковый гигант объявил войну ссылочным биржам и начал «наказывать» санкциями все сайты, которые прибегали к массовой закупке SEO-ссылок. С большим опозданием, через три года, «Яндекс» также выкатил свой алгоритм для борьбы с SEO-ссылками - «Минусинск». Данный алгоритм стал отправной точкой для резкого снижения эффективности SEO-ссылок в Рунете. Более того, продвигать сайт с помощью SEO-ссылок стало не только малоэффективно, но и небезопасно - вплоть до исключения сайта из результатов поисковой выдачи Яндекса. Подробнее об алгоритме Минусинск можете почитать по ссылке: https://yandex.ru/support/webmaster/yandex-indexing/algorithm-minusinsk.html

При этом ссылочное ранжирование, то есть ссылки как фактор ранжирования, никто не отменил (хотя оба поисковика несколько раз безуспешно пытались сделать это). В итоге акцент резко сместился с покупки SEO-ссылок к «зарабатыванию» естественных ссылок для эффективного продвижения в поиске. Рынок отчаянно нуждался в появлении доступной альтернативы SEO-ссылкам и крауд-маркетинг ее предоставил.

Чем крауд-маркетинг отличается от «спама по форумам»?

Некоторые скептики, безусловно, скажут, что разницы между крауд-маркетингом и спамом практически нет. Но такое мнение может сложиться лишь у тех, кто прибегнул к услугам недобросовестных фрилансеров, которые по сути и продают спам под модным названием.

В действительности, крауд-маркетинг не имеет ничего общего с «прогоном по форумам» каким-нибудь AllSubmitter (популярная программа для рассылки спама). «Крауд» - это в первую очередь качественный ручной труд, это контакт с целевой аудиторией, это экспертное мнение, развернутые ответы на поставленные вопросы, работа с негативными отзывами, но никак не автоматизированный спам по заданному шаблону.

Эффект от крауд-маркетинга:

  1. Формируется положительное мнение о продукции, появляются отзывы, растёт популярность бренда.
  2. Появляется целевой трафик с тематических площадок.
  3. Создается естественная ссылочная масса на сайт, которая улучшает видимость сайта в поисковых системах.

Прибегнув же к услугам «спамеров», вы вряд ли получите что-либо из этого.

Кто придумал термин крауд-маркетинг?

Традиционно считается, что термин крауд-маркетинг (т. е. маркетинг толпы) ввел в обращение Юрий Титков (на тот момент директор по развитию бизнеса компании «Ольшанский и партнеры»).

Юрий Титков придумал крауд-маркетинг

Юрий Титков, автор термина крауд-маркетинг

Основным же «драйвером» крауд-маркетинга в Рунете можно справедливо считать основателя сервиса referr.ru - Игоря Рудника.

Игорь Рудник

Игорь Рудник, основатель сервиса referr.ru

Во многом, благодаря его активности, как в социальных сетях, так и в профессиональном сообществе, термин крауд-маркетинг плотно вошел в жизнь SEO-специалистов всего постсоветского пространства.

Забавный факт: на Западе термин «Crowd marketing» вообще неизвестен. Наиболее близкая по идеологии услуга называется довольно просто: «Blog Posts & Comments».

Примеры плохого и качественного крауд-маркетинга

Как мы уже сказали выше, очень часто фрилансеры выдают обычный спам за крауд-маркетинг. Чтобы не попасть впросак, требуйте у фрилансера как можно больше примеров размещения, а также заказывайте небольшими партиями, дабы вовремя заподозрить неладное.

Плохие примеры как бы крауд-маркетинга:

Плохой крауд-маркетинг

Пример спама, выданного за крауд-маркетинг

  1. Очевидно, что пост написан в отрыве от контекста обсуждения (в комментариях обсуждается новость о нововведениях в сервисе Яндекс.Маркет)
  2. Речь ведется от имени мужчины, а ник — женский.
  3. Откровенно хвалебный отзыв по соседству со ссылкой — верный кандидат на удаление и бан администрацией.

А вот правильный пример:

Качественный крауд-маркетинг

Пример качественного крауд-маркетинга

  1. Дан экспертный ответ пользователю, который запутался при выборе комплектации авто.
  2. Пост написан живым человеком и строго в контексте обсуждения.
  3. Акцент в посте сделан на решении проблемы, а не на ссылке.
  4. Отсутствуют безосновательно хвалебные эпитеты и сигналы для модератора (профиль имеет большое количество сообщений, есть «аватарка» и т.п.)

Как вы можете заметить, крауд-маркетинг невозможно полностью автоматизировать. Можно придумать способы, облегчающие поиск и размещение сообщений, но весь процесс должен контролировать ответственный специалист с хорошими знаниями предметной области.

Способы проведения крауд-маркетинга

Существуют три основных способа проведения крауд-маркетинга:

  1. Самостоятельный.
  2. Делегировать подрядчику (частично).
  3. Аутсорсинг (под ключ).

Делаем все сами

Самостоятельный крауд-маркетинг подразумевает размещение информации на других площадках о компании, бренде или продукции своими силами. Вам необходимо будет самостоятельно искать доноры (источники ссылок), анализировать их на технические параметры с целью отсеять некачественные площадки, прокачивать аккаунты, размещать посты с указанием ссылки на страницу сайта, отслеживать размещенные естественные ссылки и принимать участие в дискуссиях с пользователями.

Искать площадки для размещения ссылок можно, вбивая следующие комбинации фраз в различные поисковые системы:

/ ключевая фраза / inurl:viewtopic
/ ключевая фраза / inurl:/forum/
/ ключевая фраза / inurl:blog
/ ключевая фраза / inurl:viewtopic
/ ключевая фраза / inurl:viewforum
/ ключевая фраза / inurl:board

Не забудьте ключевую фразу изменить на продвигаемый поисковый запрос или предмет ваших интересов. Также используйте расширенный поиск для сортировки результатов выдачи по дате публикации.

Для поиска площадок можно также использовать:

  • Google Alerts и Talkwalker (для отслеживания новых отзывов);
  • Disqus ( для мониторинга комментариев о бренде);
  • Социальные сети: Одноклассники, Вконтакте, Facebook, Google Plus, Twitter (для прямой связи с целевой аудиторией);
  • Крибрум (для проверки и мониторинга сообществ и форумов);
  • Tagboard, LiveTweet, Tweetdeck (для мониторинга отслеживание твитов в Twitter).

Плюс данного способа - бесплатный способ получения крауд-ссылок. Минус - это очень трудоёмкий процесс, хотя на первый взгляд кажется крайне простым. Для эффективного крауд-маркетинга недостаточно будет только зарегистрироваться на сайте и оставить пост с указанием ссылки на сайт. Профиль нужно перед размещением ссылки «прокачать».

Пользователи интернета не придают значения сообщениям, которые оставлены новичком, не говоря уже о его экспертной оценке. Более того, не на всех площадках можно оставить сообщение со ссылкой сразу же после регистрации. И ещё один малоприятный минус - не имея опыта написания сообщений с экспертной оценкой, посты могут удаляться модераторами на следующий день.

Делегируем фрилансерам или сотрудникам

Частично делегировать крауд-маркетинг можно фрилансерам. В этом случае вам необходимо будет самостоятельно составлять ТЗ (техническое задание), искать исполнителей через специализированные биржи фрилансеров типа fl.ru и т.п., договариваться с исполнителями напрямую, оплачивать их работу и контролировать процесс размещения ссылок. К плюсам данного способа можно отнести - дешевый способ получения крауд-ссылок. К минусам - крайне сложно найти ответственного исполнителя, который сможет грамотно разместить информацию о компании, бренде или продукции с написанием экспертного мнения. К тому же фрилансеры имеют особенность - пропадать без вести, так и не доделав работу до конца.

Также можно рассмотреть другой вариант - нанять отдельного сотрудника в штат и обучить его всем азам крауд-маркетинга. Плюсы - никто не напишет о вашем продукте лучше, чем ваш специалист, который будет погружен в специфику вашего бизнеса с головой. Минусы - слишком дорого и требуется много времени.

Аутсорсинг

Аутсорсинг подразумевает передачу работ по крауд-маркетингу специализированным сервисам. Если вы цените своё время, то проще и эффективнее делегировать эту задачу специалистам. В сервисах работают seo-специалисты, маркетологи, копирайтеры с огромным опытом работы в данной области.

Список сервисов для крауд-маркетинга

 linkbuilder.sureferr.ruzenlink.ruzapostim.rucrowdlinks.ru
Год основания 2014 2013 2015 2015 2015
Цена за 1 ссылку (₽) 229 202-238 250-269 250-269 170-250
Минимальный заказ 1 ссылка 11 900 руб. — 50 ссылок 2 690 руб. — 10 ссылок 1 999 руб. — 9 ссылок 2 500 руб. — 10 ссылок
Срок гарантии 90 дней 30 дней 7 дней 30 дней 30 дней
Дополнительные услуги Комплексный SEO-аудит
Съем позиций
- - - -
Гибкие настройки кампании Рекомендации
Настройка количества ссылок с донора
Черный список доноров
Скорость покупки ссылок
Техническое задание
Настройка типов ссылок (безанкорные/анкорные)
Техническое задание
СТОП-лист площадок
Настройка ссылочной массы
Техническое задание
НЧ-продвижение
Выбор срока размещения ссылок
Техническое задание
Настройка количества ссылок с донора
Размещение в темах без ссылок

Доступные

платежные системы

WebMoney
Банковские карты
Яндекс.Деньги
QIWI
PayPal
Альфа-Клик
Евросеть
Связной
Яндекс.Деньги
Банковские карты
WebMoney
Paypal
WebMoney
Яндекс.Деньги
Безналичный платеж
Интеркасса
WebMoney
Яндекс.Деньги
Безналичный платеж
Unitpay
Яндекс.Деньги
WebMoney
Банковские карты
Скидки и бонусы От 5000 руб. – бонус 3-5%
От 10000 руб. – бонус 5-7%
От 20000 руб. – бонус 10-12%
- - - -

Связанные термины

Оптимизация сайта
Поисковая система
  5 (5 голосов)

Комментарии